4 авг. 2011 г.

Правила игры в Сянци

Правил в китайских шахматах не много, и они легко запоминаются.

I. Цель игры
Цель состоит в том, чтобы нанести поражение противнику или поставить его в безвыходное положение. Цель достигнута, если:
• Король противника находится под шахом и, при этом, не имеет никакого разрешенного хода, избавляющего от этого шаха – поставлен Мат Королю.
• Ваш противник попадает в ситуацию, когда ни одна из его фигур не может выполнить разрешенный ход – ситуация Пата. (Это не ничья, а ваша полная победа).
Пат в Сянци не является ничьей, попавшему в Пат засчитывается поражение. Целый ряд игровых окончаний в китайских шахматах построен на выигрыше патом.

II. Ходы фигур
1. Король двигается лишь на 1 пункт за ход, по горизонтали или вертикали. Кроме этого, король обязан оставаться в пределах дворца — квадрата из 9 пунктов, с  прочерченными диагональными линиями.
2. Телохранитель ходит за один ход лишь на 1 пункт по диагонали. Как и король, он не имеет права покидать дворец.
3. Слон ходит ровно на 2 пункта по диагонали. Не имеет права пересекать реку. Любая фигура, стоящая между начальной и конечной точками его хода, блокирует слона, запрещая ему этот ход.
4. Конь за один ход перемещается на 1 пункт по горизонтали или вертикали + 1 пункт по диагонали, сохраняя  в проекции на первую часть хода направление движения. Если соседний с конем по горизонтали или вертикали пункт занят, то  это направление блокируетcz, и ходы в этом направлении коню запрещены.
5. Ладья ходит на любое число пунктов по вертикали и горизонтали при условии, что все пункты, через которые она проходит, пусты.
6. Пушка ходит на любое число пунктов по горизонтали или вертикали, как и ладья. Однако при взятии между начальной и конечной точками её хода ровно один пункт ("лафет") обязан быть непустым. При ходах без взятия все пункты, через которые пушка проходит, должны быть пустыми.
7. Пешка за один ход перемещается ровно на 1 пункт. Если пешка ещё не пересекла реку, она может ходить лишь вперёд. "Переправившаяся" пешка усиливается и может также ходить по горизонтали.
8. Взятие: Когда фигура ходит в пункт, занимаемый фигурой противника, она съедает эту фигуру. Съеденная фигура при этом с доски убирается.
9. Правило открытой вертикали: Короли не могут находиться на одной вертикали, если все пункты между ними пусты. Ход, создающий подобную ситуацию, запрещен.
10. Безопасность короля: Нельзя оставлять короля в позиции, в которой противник может его съесть. Ход, оставляющий короля под ударом, запрещён.

III. Красные всегда ходят первыми

IV. Запрещен вечный шах
Нельзя давать вечный шах с повторением позиции более трех раз подряд. Ставящему такой шах в четвертый раз засчитывается поражение. При этом атакуемая сторона не обязана менять ходы, более того, четвертое повторение принесет ей победу.
Нельзя давать повторяющийся шах, прерываемый ходом, подготовляющим мат на следующем ходу.

V. Запрещена вечная угроза любой фигуре (кроме Короля).
Нельзя неопределенно долго повторять ход преследования фигуры противника, если он не имеет никакого другого способа избежать потери этой фигуры.

VI. Присуждение ничьи 
Когда ни одна из сторон не может уже создать матовой или патовой угрозы Королю противника, в игре признается ничья.

Комментариев нет: